РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

 

В воздухе

В воздухе

 

8 декабря 1939 г. на Государственном авиационном заводе №1 имени Авиахима был создан особый конструкторский отдел для срочной разработки нового истребителя, который заменил бы в ВВС Красной Армии устаревшие машины и был бы способен на равных сражаться с самолетами противника.

В кратчайшие сроки истребитель был разработан, изготовлен и испытан на земле.

5 апреля 1940 г. летчик-испытатель Аркадий Николаевич Екатов поднял его в воздух.

Уже в начале заводских испытаний истребитель И-200 показал высокие летные характеристики и был запущен в серийное производство на авиазаводе №1 им. Авиахима. В конце октября из сборочного цеха завода стали выходить первые серийные самолеты И-200, а в декабре началась их поставка в строевые части ВВС КА.

Первый опытный экземпляр истребителя И-200, апрель 1940 г.

21 октября 1940 г. на заводские испытания был передан улучшенный экземпляр истребителя И-200, впоследствии – МиГ-3, с увеличенным запасом топлива. 29 октября летчик-испытатель А.Н. Екатов выполнил на нем первый полет. А уже 20 декабря МиГ-3 полностью сменил МиГ-1 в серийном производстве.

Серийный истребитель МиГ-3, выпущенный авиазаводом №1
им. Авиахима в декабре 1940 г.

Производство МиГ-3 постоянно расширялось, достигнув летом 1941 г. выпуска 25 самолётов в сутки. К началу Великой Отечественной войны МиГ-1 и МиГ-3 стали самыми массовыми и наиболее освоенными лётчиками среди истребителей новых типов. В строевых частях ВВС КА и авиации ВМФ их было больше, чем Яков и ЛаГГов, вместе взятых. Всего в первой половине 1941 г. завод №1 выпустил 1363 истребителя МиГ-3. К началу войны в пять приграничных военных округов (ЛВО, ЗапОВО, ПрибОВО, КОВО, ОдВО) поступило 912 истребителей МиГ-1 и МиГ-3. Ещё 59 таких самолётов получила морская авиация КБФ и ЧФ.

Великая Отечественная война внесла в деятельность завода №1 свои коррективы. Для условий военного времени технологический процесс выпуска серийной продукции подвергся некоторым изменениям. В частности был разработан и внедрён сокращённый вариант техпроцесса по защитным покрытиям. Освоены малоцианистое цинкование вместо кадмирования, быстросохнущие покрытия для внутренних поверхностей агрегатов, а также внедрена предварительная пропитка деревянных конструкций антисептиком, предохранявшим дерево от грибковых разрушений. При этом качество самолётов МиГ-3 не снизилось. Если в июле из строевых частей поступило три рекламации, то с августа таковых уже не было.

До эвакуации в город Куйбышев коллектив ОКО продолжал работы по совершенствованию истребителя МиГ-3. Кроме этого специалисты ОКО в составе комплексных бригад завода №1 участвовали в оказании помощи строевым частям в освоении новой матчасти и её ремонте. Также были разработаны и проходили лётные испытания новые боевые машины: дальний истребитель сопровождения ДИС-200 с моторами АМ-37 и варианты истребителя МиГ-3 с новыми моторами – МиГ-7 с АМ-37 и МиГ-9 (первый с этим названием) с М-82. Однако эвакуация не позволила в должной мере отработать и довести эти самолёты.

Эвакуация завода №1 им. Сталина и ОКО началась вскоре после выхода приказа НКАП №1053. 14 октября военпреды в последний раз оформили по графику сдачи 13 самолётов МиГ-3, а на следующий день началась отправка эшелонов. 16 октября был эвакуирован ОКО. Однако к середине месяца на заводе №1 ещё оставалось 57 принятых военпредами истребителей МиГ-3, из которых семь находилось в ремонте на замене моторов, а также один штурмовик Ил-2. Кроме этого в сборочном цехе в разной стадии готовности находилось 42 МиГ-3 и один Ил-2. Возникшая в связи с эвакуацией некоторая неразбериха ставила под угрозу доводку этих самолётов.

Для сохранения оставшейся матчасти непосредственную помощь в отправке готовой продукции оказал личный состав военного представительства. Только силами военпредов 16 октября было отправлено 18 истребителей и один штурмовик, а 18 октября по их требованию началась доводка находящихся в сборочном цеху самолетов. Благодаря предпринятым усилиям администрации завода и военного представительства удалось собрать необходимую рабочую силу и к 24 октября сдать военпредам 42 МиГ-3 и один Ил-2. Причём из личного состава военной приёмки на производстве было занято 19 человек, а остальных отправили в Куйбышев.

В г. Куйбышеве выпуск МиГ-3 возобновился 5 декабря сдачей военпредам первых двух самолётов. В дальнейшем планировалось выпускать по две машины ежесуточно с тем, чтобы обеспечить до конца года постройку 50 истребителей. В тоже время производство штурмовиков Ил-2 планировалось развернуть не ранее 15 декабря с выпуском по одному самолёту ежесуточно, то есть до конца года завод предполагал выпустить не более 10-15 машин при плане 100. Это объяснялось небольшим заделом, привезённым из Москвы, а также отсутствием ряда крупных агрегатов, таких как шасси и хвостовые части фюзеляжа. Выпуск Ил-2 на заводе №18 тоже не отвечал требования фронта. Естественно, такое положение не могло удовлетворить руководство страны. Последовавшая 23 декабря известная телеграмма И.В. Сталина окончательно решила судьбу штурмовика Ил-2 и истребителя МиГ-3.

Истребители МиГ-3 из состава 7-го истребительного авиакорпуса ПВО г. Ленинграда пролетают над Петропавловской крепостью

Всего во второй половине 1941 г. авиазавод №1 выпустил 1737 истребителей МиГ-3. А в 1942 г. завод №1 из привезённого задела изготовил ещё 22 самолёта МиГ-3. Кроме этого вначале 1942 г.силами авиазавода №1 и ОКО в г. Куйбышеве была завершена начатая еще в Москве постройка войсковой серии из пяти истребителей МиГ-9 (И-210) с моторами воздушного охлаждения М-82А. Самолеты использовались в ПВО г. Москвы (в 1942 г.) и на Карельском фронте в составе 7-й Воздушной Армии (в 1943-44 гг.) вплоть до списания по износу.

На территории авиазавода №1 после его эвакуации была организована Ремонтная база завода №1 им. Сталина при ВВС Западного фронта, которая осуществляла восстановление и ремонт повреждённых в боях истребителей МиГ-3. Заместителем начальника рембазы назначили ведущего инженера ОКО А.Т. Карева. При организации опытного завода №155 весной 1942 г. кадры рембазы перевели в его состав.

Ремонт истребителей МиГ-3 в цеху Ремонтной базы завода №1 им. Сталина при ВВС Западного фронта

 

Передача трёх истребителей МиГ-3 лётчикам 172-го истребительного авиаполка. Ремонтная база завода №1 им. Сталина при ВВС Западного фронта, февраль 1942 г.

После возвращения из Куйбышева основные силы коллектива вновь организованного предприятия были направлены на дальнейшее совершенствование истребителя МиГ-3, а также на создание истребителей с более высокими лётно-тактическими данными. Одновременно с развертыванием опытных и конструкторских работ ОКБ занималось восстановлениеми и развитием производственной базы.

В 1942-1945 гг. были разработаны улучшенные варианты истребителяМиГ-3: И-230 с мотором АМ-35А, И-231 с мотором АМ-39 и И-211 с мотором М-82Ф. Созданы и испытаны истребители с высокими лётно-техническими характеристиками и мощным вооружением И-220 и И-225, высотные перехватчики И-221, И-222 и И-224, истребитель сопровождения ДИС-200 с моторами М-82. В ходе испытаний самолётов И-224 и И-225 былидостигнуты соответственно высота полёта14100ми максимальная скорость 726км/ч. Также для высотных истребителей-перехватчиков была разработана и успешно прошла испытания герметическая кабина.

Истребитель МиГ-3У (И-230) с мотором АМ-35А,
созданный по заказу ПВО г. Москвы

Кроме этого до конца войны был спроектирован и построен истребитель И-250 с комбинированной силовой установкой Э-30-20 (апрель 1945 г.), который уже после её окончания в ходе заводских испытаний показал максимальную скорость 820 км/ч. А в феврале 1945 г. началась разработка самолёта И-300, ставшего впоследствии первенцем отечественного реактивного самолётостроения – истребителем МиГ-9 с двумя турбореактивными двигателями РД-20.

Помимо опытных работ в 1942 г. силами опытного завода №155 было изготовлено 30 истребителей МиГ-3 для авиации ПВО и ВВС ВМФ из полученного с завода №1 и рембазы ВВС Западного фронта задела агрегатов и готовых изделий. Кроме этого в 1943 г. для 6-го истребительного авиакорпуса ПВО г. Москвы было построено шесть улучшенных истребителей МиГ-3У (И-230).

В 1945 году большая группа сотрудников опытного завода №155 была награждена орденами и медалями, в том числе восемь человек – орденом Трудового Красного знамени.

Таким образом, в общей сложности в1940-1943 гг. силами авиазавода №1 и опытного авиазавода №155 было построено100 самолётов МиГ-1 (И-200),3172 МиГ-3 (И-200), пять МиГ-9 (И-210) и шесть МиГ-3У (И-230).

Истребители МиГ-3 сыграли заметную роль в воздушных боях, особенно в начальном периоде войны. Полки, вооруженные МиГами, стали одними из первых гвардейских частей ВВС КА. Во 2-й, 5-й, 12-й, 14-й и 16-й гвардейские были преобразованы соответственно 526-й (бывший 23-й), 129-й, 120-й, 7-й и 55-й истребительные авиаполки. В годы войны27 лётчикам, воевавшим на самолётах МиГ-3, было присвоено звание Героя Советского Союза. На МиГе открыл свой счёт побед прославленный лётчик А.Н. Покрышкин, ставший в дальнейшем трижды Героем Советского Союза.

 

На истребителе МиГ-3 одержал свою первую воздушную победу, сражаясь в составе 55-го истребительного авиаполка, и прославленный советский ас трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин

 

Особая роль принадлежит самолётам МиГ-3, защищавшим небо Москвы и Ленинграда в составе авиации ПВО, так как истребительная авиация являлась главным средством борьбы с воздушным противником. Всего за годы войны истребительные авиаполки ПВО в воздушных боях сбили 3930 самолётов противника, в том числе 710 самолётов сбили лётчики, воевавшие на МиГ-3, что составляет 18% от общего числа потерь противника от действий авиации ПВО. Это наибольший процент среди истребителей, состоявших на вооружении авиационных частей ПВО.

Высокая степень унификации и ремонтопригодности обеспечила истребителям МиГ-3 после прекращения их серийного выпуска долгий срок службы. Технический состав авиационных частей из двух-трёх повреждённых самолётов мог собрать один боеспособный. Последние МиГ-3 были списаны по износу 30 июня 1945 г.

Пресс-центр АО «РСК «МиГ»

 

Фотогалерея