РОССИЙСКАЯ САМОЛЕТОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ

 

В цехах

В цехах

 

Производственный комплекс №2 (ПК-2) - старейший самолётостроительный завод в России (в прошлом - завод «Дукс», Государственный авиазавод №1, завод №30, ММЗ «Знамя труда», МАПО).

В разные годы в КБ завода работали известные всему миру авиаконструкторы Н. Поликарпов, А. Яковлев, С. Лавочкин, В. Петляков, С. Ильюшин, А. Микоян. В 20-30-х годах прошлого века на заводе выпускались следующие типы самолётов: У-2, И-2, И-3, И-4, И-5, И-7, И-15, И-15бис, ДИ-6, И-153, Р-1, Р-5, МР-5, Р-5 СССР, Р-Z. Перед Великой Отечественной войной (1940 г.) было развёрнуто производство истребителей МиГ-1, МиГ-3.

«Летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» - такая задача ставилась перед авиацией в 30-е годы. И завод немало сделал для ее решения.

В предвоенные годы за освоение производства и массовый выпуск боевых самолетов многие рабочие, инженеры, техники, конструкторы и летчики были награждены орденами и медалями.

В 1939 г. на заводе №1 был создан ОКО (особый конструкторский отдел), возглавляемый А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, получивший потом мировое признание как ОКБ им. А.И. Микояна.

М.И. Гуревич и А.И. Микоян

 

С первых дней войны завод работал по-боевому. Многие его работники были призваны в армию, ушли в народное ополчение. Их место у станков и верстаков заняли женщины и подростки.

Осенью 1941 года тяжелая обстановка сложилась на подступах к Москве. Враг рвался к столице. Учитывая сложность ситуации, Государственный Комитет Обороны 15 октября принял решение эвакуировать промышленные предприятия на восток. Началась и эвакуация завода. Демонтировалось и отправлялось на восток оборудование.

В октябре 1941 г. завод №1 был эвакуирован в г. Куйбышев. В Москве на территории завода остались бригады по ремонту самолётов, была организована ремонтная база Западного фронта.

После разгрома немцев под Москвой, в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны СССР от 17 декабря 1941 г. за №1038 данная площадка получила новое название – п/я 2402 или завод №30, приступивший к производству штурмовиков Ил-2 (в годы войны завод выпустил их около 9000 шт.).

Коллектив завода сделал почти невозможное. Уже через три месяца была построена первая серия штурмовиков Ил-2, которые наши воины уважительно называли «летающими танками», а враги — «черной смертью». Завод выпускал по 24 штурмовика в сутки.

Фронтовая комсомольсо-молодежная бригада Виктора Ермилова

 

Бригада Кати Мясоновой

 

Бригада Лены Сухановой

 

Сборка Ил-2

 

Запуск Ил-2 в серию

 

Штурмовик Ил-2 конструкции С.В. Ильюшина

 

Ил-2 в небе над Берлином

 

Костяк коллектива составляли старые кадровые рабочие. Они не только самоотверженно трудились, но и передавали свой богатый опыт подросткам и женщинам. Невиданный размах приобрело социалистическое соревнование за досрочное выполнение заказов для фронта. По инициативе комсомольцев медника Виктора Красникова и слесаря Лены Сухановой началось создание «фронтовых бригад». Молодежь в этих бригадах трудилась так же героически, как сражались на фронтах их ровесники.

Труженики предприятия с честью прошли сквозь годы испытаний. Своим героическим трудом доказали беспредельную преданность Родине.

В 1941-45 гг. завод выпускал самолеты Ил-2, Ил-4, Ла-5, Ла-7, Пе-2, Пе-8.

 

Передача самолетов Ла-5 летчикам

 

Многие труженики завода героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. П.А. Гражданинов, А.А. Артюх, В.А. Латышев, И.А. Филатов, А.И. Помазунов, Д.И. Дульнев, И.Г. Воробьев за мужество и отвагу, проявленные в боях за Родину, удостоены звания Героя Советского Союза. Летчик Г.М. Паршин удостоен этого звания дважды, минометчик А.В. Акиньшин стал полным кавалером боевых орденов Славы.

Не все труженики завода вернулись с полей сражений. Светлая память о них живет в сердцах заводчан. Их подвиг запечатлен в граните мемориала. Зимой и летом у его подножия  живые цветы.

Трудовой подвиг заводчан отмечен наградами Родины. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1945 года завод награжден орденом Ленина. Тысячи работников завода награждены орденами и медалями.

С 1943 г. по май 1945 г. заводу 19 раз вручалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. В 1946 г. оно было вручено заводу на вечное хранение.

Также на вечное хранение заводу переданы Красное Знамя ЦК ВЛКСМ и Наркомата.

Коллектив завода по праву гордится тем, что в суровые годы Великой Отечественной войны внес достойный вклад — трудовой и ратный — в разгром фашизма.

 

Митинг на заводе, 1945 г.

 

Пресс-центр АО «РСК «МиГ»

 

Фотогалерея