МиГ-29/МиГ-29УБ/МиГ-29СЭ

МиГ-29, разработанный в начале 1980-х годов, открыл новую эру в развитии легких истребителей. Он стал первым в мире самолетом этого класса, сочетающим непревзойденную эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.

Основные особенности МиГ-29:
– интегральная аэродинамическая компоновка;
– высокоэффективные двухконтурные турбореактивные двигатели, обеспечивающие стартовую тяговооруженность более 1;
– интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения, включающий бортовую РЛС Н019Э, оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс ОЭПрНК-29Э с квантовой оптико-локационной станцией КОЛС, нашлемную систему целеуказания «Щель-3УМ-1»;
– сочетание управляемых ракет класса «воздух–воздух» средней дальности Р-27Р1 и ближнего боя Р-73Э;
– высокая боевая живучесть двухдвигательного самолета;
– простота в эксплуатации.

Исходный вариант МиГ-29 предназначен для уничтожения управляемыми ракетами и огнем из бортовой пушки всех типов воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях в свободном пространстве и на фоне земли, в т.ч. в условиях помех. МиГ-29 способен поражать наземные цели с применением неуправляемых средств поражения в условиях визуальной видимости.

Для подготовки и тренировок пилотов самолетов МиГ-29 на базе одноместной боевой машины разработан и с 1985 г. выпускается серийно двухместный учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ. Бортовая РЛС на нем не устанавливается, а для отработки применения управляемого оружия с радиолокационными головками самонаведения предусмотрены имитационные режимы.

При проектировании МиГ-29 в его конструкцию были заложены исключительно высокие возможности по совершенствованию самолета, что позволило создать ряд вариантов модернизации.

С середины 90-х гг. в ряд стран поставляются модифицированные истребители МиГ-29СЭ, имеющие увеличенный запас топлива во внутренних баках и модернизированную РЛС Н019МЭ с новым компьютером. Номенклатура вооружения МиГ-29СЭ дополнена ракетами «воздух–воздух» средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1 (Т1) с радиолокационными и тепловыми головками самонаведения и РВВ-АЕ с активными радиолокационными головками самонаведения, а максимальная боевая нагрузка увеличена до 4500 кг.

 


Для всех модификаций МиГ-29 разработан функционально полный набор технических средств обучения.

Поступив на вооружение в 1983 г., МиГ-29 стал основным истребителем ВВС России. Заказчикам поставлено свыше 1600 МиГ-29 различных модификаций, которые эксплуатируются более чем в 25 странах мира. Четыре государства осуществили повторные закупки МиГ-29. В большинстве стран, закупивших МиГ-29, он стал основным типом легкого фронтового истребителя национальных ВВС.

Летно-технические характеристики:

  МиГ-29 вар.Б МиГ-29УБ МиГ-29СЭ
Дмина самолета, м 17,32 17,42 17,32
Размах крыла, м 11,36 11,36 11,36
Высота самолета, м 4,73 4,73 4,73
Взлетная масса, кг:      
- нормальная 14 900 14 600 15 300
- максимальная 18 000 18 200 20 000
Максимальная скорость полета, км/ч:      
- у земли 1500 1500 1500
- на большой высоте 2400 2230 2400
Максимальное число М  2,25 2,1 2,25
Практический потолок, м 18 000 17 500 17 750
Максимальная перегрузка 9 9 9
Перегоночная дальность полета, км:      
- без ПТБ 1500 1450 1500
- с 1 ПТБ 2100 2000 2100
- с 3 ПТБ - - 2900
Тип двигателей РД-33 сер.2 (3) РД-33 сер.2 (3) РД-33 сер.2 (3)
Тяга на взлете, кгс 2х8300 2х8300 2х8300
Вооружение:      
Число точек подвески вооружения 6 6 6
Управляемые ракеты «воздух-воздух»:      
- средней дальности 2хР-27Р1 -

2хР-27ЭР1 (Р1)

2хР-27ЭТ1 (Т1)

6хРВВ-АЕ

- малой дальности 6хР-7ЗЭ 6хР-7ЗЭ 6хР-7ЗЭ
Встроенная пушка калибра 30 мм ГШ-301 ГШ-301 ГШ-301